Публичный доклад
за 2007/2008 учебный год
МОУ Саввинской средней общеобразовательной
школы
имени
Семена Афанасьевича Калабалина
Анализ
учебно-воспитательного процесса.
В 2008
году закончился 2-ой этап программы развития школы, направленный на создание
благоприятных психолого-педагогических факторов и условий для разностороннего
развития самореализации и самовоспитания личности, целью которого является
реализация личностно-ориентированной концепции образования.
В
своей работе педагогический коллектив школы ориентировался на поставленные
задачи школы на 2007/2008 учебный год и на реализацию задач региональной
комплексной программы модернизации образования. Основным критерием оценки
образования является повышение оценки качества образования.
В
школе обучалось 164 учащихся:
62- начальное звено, 84
– среднее и 18 – старшее.
Всего – 12 классов-
комплектов.
Средняя накопляемость
в классе составляет 13,7 человек.
Школа
работает в одну смену:
II
ступень в режиме шестидневки ;
I и III
ступени в режиме пятидневки.
В
рамках Приоритетного национального проекта «Образование» школа получила
школьный автобус ПАЗ – 32053-70 , который осуществляет перевозку 42 учащихся из
5 деревень, осуществляя ежедневно по две поездки по прибытию в школу и из школы.
Автобус обслуживается через Автоколонну 1796. Наличие автобуса расширило
возможности участия школьников в районных мероприятиях, посещения культурных
центров города и района.
В сельской школе контингент учащихся очень разный: от
отличников до учащихся, которые должны обучаться по программе коррекционной
школы. Главное проявить умение и желание, индивидуальный подход к каждому
ученику. Поэтому в концепции развития школы записано: «Мы хотим построить школу
равных возможностей – адаптивную». Адаптивная школа – это школа со смешанным
контингентом учащихся, где учатся способные и обычные дети, а также дети,
нуждающиеся в коррекционно – развивающем обучении. На
этом пути мы достигли определенных результатов.
Со
справками не заканчивают вторую ступень учащиеся более шести лет.
Качество знаний по итогам
года составляет |
38% |
Успеваемость |
99,3%. |
На второй год обучения в 6
классе оставлен 1 ученик Юрков Вячеслав.
Итоги успеваемости за 2007/2008 уч. год.
смотри приложение
табл. 1
|
Начальное звено |
Основное звено |
Старшее звено |
Уровень обученности |
100% |
98,8% |
100% |
Качество обучения |
51% |
30,6% |
41,2% |
Анализ
итоговой аттестации
учащихся 9 и
11 классов
На конец учебного года в 9 классе обучалось 18
человек, в 11 классе – 13 человек. Все выпускники были допущены к экзаменам (один
ученик 9 класса был допущен с одной «2» по русскому языку). Учащиеся 9 класса сдавали
два обязательных письменных экзамена и два устных экзамена по выбору, а в 11 – два
обязательных по русскому языку и математике в форме ЕГЭ и три по выбору, из них
четыре ученика сдавали обществознание в форме ЕГЭ. Все выпускники основной и средней
школы в количестве 31 человека прошли итоговую аттестацию и получили аттестаты соответствующего
образца. Одна выпускница 11 класса получила серебряную медаль.
Результаты государственной
(итоговой) аттестации выпускников показали, что учащиеся усвоили обязательный минимум
содержания основного и среднего общего образования.
Анализ результатов выполнения письменных работ за курс
основной школы показал следующее. Успешнее учащиеся справились с письменной
работой по алгебре, на «4» и «5» написали 50 % учащихся, по русскому языку – 28
% получили «4» и «5» за содержание и 11% за грамотность.
Экзамен по
алгебре включал семь заданий соответствующих уровню обязательной подготовки и
три более сложных задания, для решения которых необходимо было применить знания
из различных разделов курса. На уровне обязательной подготовки
удовлетворительный результат получен по всем заданиям, включенным в
экзаменационную работу (89 % учащихся выполнили все семь заданий). Как уже было
отмечено, 50 % учащихся справились с решением восьми и более заданий из второй
части. Работы оформлены аккуратно, с необходимыми пояснениями. 83% учащихся
подтвердили годовую оценку по алгебре, 17% получили более высокую оценку.
Экзамен по русскому языку показал, что уровень сформированности важнейших речевых умений и усвоения
языковых норм соответствуют минимуму обязательного содержания основного общего
образования. Учащиеся в целом овладели навыками анализа текста. 89% учащихся
выбрали сжатый пересказ текста и ответ на вопрос. В основном учащиеся
подтвердили свою годовую оценку.
Для устного экзамена в 9 классе было выбрано 6
предметов: историю сдавали 2 человека, физику – 2, биологию – 1, ОБЖ – 13,
физическую культуру – 9, черчение – 9 человек. На «4» и «5» оценены ответы 36%
учащихся. Серьезную работу по подготовке ребят к устным экзаменам провели
учитель физики Быстрова И.А., учитель основ
безопасности жизнедеятельности Маршева Л.С., учитель
физической культуры Карпова Л.А. В целом выпускники подтвердили свои годовые
оценки во время аттестации. 11% учащихся получили на экзаменах более высокую
оценку.
Анализ результатов письменных экзаменов за курс
средней школы показал следующее. В этом году выпускники 11 класса сдавали два
обязательных экзамена по русскому языку и математике в форме ЕГЭ. 92%
выпускников подтвердили свою годовую аттестацию по русскому языку и 61,5% - по
математике. На «4» ЕГЭ по русскому языку сдали 46% учащихся, по математике –
23%.
Экзамены по выбору распределились следующим образом:
обществознание в форме ЕГЭ сдавали 4 человека, историю России – 2, физику – 10,
экономику – 5, ОБЖ – 13, физическую культуру – 5 человек. По истории выпускницы
писали рефераты, которые защитили на «отлично». На устных экзаменах 38,5%
ответов получили оценку «отлично», 23% – «хорошо», 38,5% – «удовлетворительно».
Выпускница 11
класса Помазкова Н. подтвердила свои знания по
результатам итоговой аттестации в традиционной форме и в форме ЕГЭ и закончила школу с серебряной медалью.
Аттестаты без «3» получили 17% выпускников основной
школы и 38,5% выпускников средней школы.
Из 18 учащихся 9 класса
75%
подтвердили свои результаты по итогам экзаменов;
16,8% получили более высокую оценку;
8,2
% получили оценку ниже годовой.
Из 13 выпускников 11класса:
78,5
подтвердили годовую оценку;
7,7
получили более высокую;
13,8
получили оценку ниже годовой.
Результаты по данным экзаменам
показали, что учителя русского языка и математики начали работу по подготовке
учащихся к экзаменам в форме ЕГЭ. Однако в следующем году необходимо всем
учителям – предметникам продолжать работу с тестами и методическими материалами
по подготовке к ЕГЭ, проводить обмен опытом на методических объединениях.
Методическим объединениям учителей –
предметников следует обратить внимание на результаты итоговой аттестации,
выявить причины затруднений и наметить пути устранения выявленных проблем.
4 класс
Выпуск 17
Окончили на «4» и «5» 11
Второгодники -
9 класс
Выпуск 18
Окончили на «4» и «5» 3
Второгодники -
11 класс
Выпуск 13
Окончили на «4» и «5» 5
Методическая работа
В школе работают 5
методических объединений:
·
учителей математики, физики, информатики;
·
учителей естествознания;
·
учителей начальных классов;
·
учителей гуманитарного цикла;
·
классных руководителей.
В течении
года для учащихся проводились следующие предметные недели:
физики и информатики;
географии;
английского языка;
математики;
русского языка и
литературы;
истории;
химии и биологии;
физкультуры,
в рамках
которых были организованы школьные олимпиады, викторины, конкурсы, турниры,
игры, беседы.
Особенно интересно были организованы мероприятия по физике,
по биологии, географии и математики.
Оценивая результаты работы методической работы, можно
сделать вывод, что все намеченное было выполнено. Методическая работа
проводилась удовлетворительно.
Педагогические
кадры.
Роль педагога – главная в образовательном процессе,
так как именно он организует этот процесс с каждым конкретным ребенком. Процесс
овладения новыми знаниями должен быть посильным для учащегося и приносить ему
радость.
На начало года укомлектованность
кадрами составляла 100% и только с января 2008 года была свободна ставка
организатора по спортивной работе. Педагогический коллектив школы – стабильный,
в основном педагоги живут в самом поселке Саввино. За
год 7 человек прошли курсы повышения квалификации, 4 из них – курсы по усвоению
основ компьютерной грамотности. Однако только 15% педагогов используют
компьютерные технологии на уроках. Необходимо эффективнее внедрять данную
методику.
В школе работают:
21
учитель-предметник;
3- административных
работника;
1 – педагог – психолог;
1 – педагог – организатор ОБЖ;
2 – педагог по доп. образованию, 1 – по
совместительству;
1 – учитель – предметник по совместительству;
1 – библиотекарь.
73% учителей имеют высшую и первую квалификационную
категорию.
По результатам внутришкольного
контроля можно отметить положительную работу учителей начальных классов,
которые в своей работе используют различные формы и методы ведения урока,
дифференцированный подход к обучению.
Главным критерием работы учителя
сегодня является результативность. Анализируя знания учащихся в течении учебного года и итоговые результаты года можно отметить
работу следующих учителей:
Макарову
Г.В., учителя математики;
Быстрову
И. А., учителя физики;
Лунькову
О.М., учителя начальных классов;
Загребаеву
А. А., учителя начальных классов;
Ширяеву
Н. И., учителя биологии;
Некозыреву
В. В., учителя истории.
СВЕДЕНИЯ
ОБ УЧИТЕЛЯХ ОУ
смотри приложение таб. 2
Школа обладает необходимым и достаточным педагогическим
потенциалом для осуществления учебно–воспитательного
процесса.
Тематика педсоветов отражает поиск путей для
усовершенствования учебно-воспитательного процесса. Особый интерес и обсуждение
вызвали педсоветы по следующим темам:
·
Особенности
организации и содержание воспитания в сельской школе;
·
Системный и
дифференцированный подход в процессе обучения и воспитания учащихся как один из
основных факторов функционирования школы;
·
Ведущая роль
преподавателя в формировании качества знаний учащихся;
·
Обсуждение РКПМО.
Несмотря на
положительные результаты работы педагогического коллектива учителей хочется
отметить, что учителя неуверенно относятся к внедрению новых технологий.
Предмет информатики учащиеся изучали только с 9 класса. Возможно
это связано с разным уровнем подготовленности учащихся, ведь во многих семьях
родители употребляют алкогольные напитки в больших дозах, а возможности
разделить детей по уровню знаний нет. С 2008 года планируем ввести преподавание
информатики уже с 5 класса и продолжить обучение учителей основам компьютерной
технологии.
Одним из новых и важных на современном этапе
направлением РКПМО является участие общественности в организации школьного
процесса. В школе с ноября 2007 года создан и начал свою работу Управляющий
совет, куда входят представители от педагогического коллектива школы, родители
и учащиеся. Было разработано Положение совета, составлен план работы. И хотя
работа пока проделана небольшая, но имеются положительные результаты по оказанию
помощи школы в решении вопросов ремонта школы, организации школьных праздников
и мероприятий.
Укрепление материально-технической базы.
Важную роль для повышения качества обучения играет
создание условий для обучения, укрепление материальной базы. В 2007-2008 году
школа получила из федерального фонда 660 т. р., на которые
приобрела:
·
интерактивную
доску в кабинет информатики;
·
компъютер;
·
множимую технику;
·
мультимедийный проектор;
·
художественную
литературу;
·
учебно-наглядные
пособия для кабинетов.
В течение года
был проведен капитальный ремонт холодного водоснабжения за счет муниципального
бюджета на сумму 180 т.р. В летний период планируется ремонт отопления в
основной школе и ремонт спортивного зала. Текущий ремонт школы осуществляется
силами учителей, учащихся и родителей.
Шефской организацией школы является «Поминовская мануфактура». Но помощи никакой оказать на
сегодня не могут в результата своих проблем.
Сохранение и
укрепление здоровья детей.
Школа – это образовательное учреждение и давать
знания, заботясь о здоровье и благополучии детей - наша задача.
Учебный
план школы был составлен на основе базисного учебного плана и сохраняет в необходимом
объеме содержание образования, являющееся обязательным на каждой ступени обучения.
При составлении учебного плана соблюдалась преемственность между ступенями обучения
и классами, сбалансированность между предметными циклами, отдельными предметами.
Уровень недельной учебной нагрузки на ученика не превышал предельно допустимого.
Вакантных часов в течение учебного года не было. Образовательная программа школы
и учебный план предусматривают выполнение государственной функции школы –
обеспечение базового общего среднего образования, нацелен на выполнение
государственных стандартов. Главным условием для достижения этих целей является
включение каждого ребенка на каждом учебном занятии в деятельность с учетом его
возможностей и способностей. Достижение указанных целей обеспечивается поэтапным
решением задач работы школы на каждой ступени обучения.
Сохранение и укрепление здоровья детей – одно из
основных направлений в школе. Соблюдение санитарно – гигиенических норм и
требований, воспитание у детей бережного отношения к своему здоровью наша
главная задача.
В феврале в нашей школе проводится диспансеризация
учащихся, в результате которой определяются группы здоровья детей, о чем
имеются соответствующие записи в классных журналах. В целом по школе 86,6%
учащихся имеют основную группу здоровья.
Среди заболеваний самое распространенное у наших детей
это заболевания:
·
органов зрения –
19 учащихся (11,5%);
·
болезни
эндокринной системы, расстройства питания – 19 ученик (5%%);
·
болезни органов
дыхания: 193 случая, в том числе 128 – ОРЗ, 2 случаев заболевания гриппом.
В нашем поселке в течение многих лет существовала
проблема температурных норм в период отопительного сезона. А теперь, с
переходом на газовое отопление, ситуация изменилась в лучшую сторону, а,
значит, и заболеваемость детей, особенно ОРЗ и другими простудными заболеваниями
снизилась.
Немало учащихся страдают болезнями костно – мышечной
системы и соединительной ткани. Особенно здесь нас тревожат такие заболевания,
как сколиоз (2 человек) и нарушение осанки (18 человек). Мы планируем сделать
так, чтобы в каждом кабинете, поскольку у нас кабинетная система обучения, были
учебные столы всех ростовых групп. В начальных классах, где мебель сразу
подбираем ежегодно под рост детей, таковых заболеваний у учащихся нет. В
основном эти заболевания начинают развиваться с пятого класса.
Для профилактики желудочно – кишечных заболеваний организованы горячие завтраки и
обеды. В целом школьную столовую посещают 100% учащихся школы. 45 учащихся
получают бесплатные завтраки и 21 – обеды. Это в основном дети из
малообеспеченных и многодетных семей .В 2007 году
проведен капитальный ремонт школьной столовой на сумму 980 т.р. Сегодня
столовая рассчитана на 70 мест. В течение года получено много благодарностей за
качество питания и организацию работы школьной столовой, возглавляет которую
опытный, добросовестный работник Швырялкина Екатерина
Егоровна.
Своевременная диагностика заболеваний, анализ причин
их возникновения, позволяют нам выявлять заболевания на ранней стадии и
своевременно исправить причины их возникновения, зависящие от учителя и
учебного заведения.
Все мы знаем, как опасно для современных детей такое
явление, как гиподинамия. Учитель физкультуры вместе с психологом и классными
руководителями ведет паспорта здоровья на каждого ребенка. Утвержденные
нормативы дети сдают два раза в год. Учащиеся школы – активные участники
районной спартакиады.
В школе ведутся спортивные секции десять часов в
неделю. Дети с удовольствием посещают их. Это самые многочисленные кружки
дополнительного образования. Цель их не только развитие физических способностей
детей, но и профилактика подростковой беспризорности, правонарушений. В школе
традиционно существует хореографический кружок, в поселке популярен футбол.
Много лет руководит этой секцией в селе родитель, фанат футбола, Видяков С. Н., а в школе - его воспитанник, выпускник нашей
школы Панчук Евгений. Наши команды - постоянные
участники городских турниров.
Раз в четверть проводятся Дни Здоровья и обязательное
условие – на открытом воздухе. Это походы по родному краю, соревнования на
стадионе, на зимней лыжне, спортивном корте.
В школе имеется медицинский кабинет.
В школе нет
своего медицинского работника, но медицинский пункт расположен рядом со школой
и его работники регулярно посещают школу и проводят ежегодный осмотр учащихся.
Воспитательная
работа.
Воспитательный процесс
в школе в 2007-2008 учебном году был направлен на формирование
духовно-нравственных качеств личности учащихся, воспитание патриотов Родины. На
выполнение этих задач были направлены усилия всего коллектива, а также
предприятий поселка, таких как детский сад «Любавушка»,
Поминовский сельский клуб, Поминовская
сельская библиотека. Школьный коллектив в свою очередь – постоянный участник
поселковых мероприятий и праздников.
Постепенно налаживается совместная
работа с сельским клубом. Ученики школы посещают кружки клуба, участвуют в
различных мероприятиях. Учителя регулярно посещают дискотеки и поддерживают
настойчивость и требовательность работников клуба в наведении дисциплины и
порядка при их проведении. В будущем году по просьбе родителей и инициативе ученического
совета продолжим практику проведения ежемесячных школьных тематических дискотек
для учащихся 5-9 классов.
Ученический совет, состоящих их
активных представителей 5-11 классов в школе действует уже несколько лет. В его
обязанности входит: проведение рейдов по проверке внешнего вида учащихся,
санитарного состояния кабинетов, сохранности учебников, подготовка и проведение
различных школьных мероприятий, праздников. Ученический совет исполнительный,
действенный, но хотелось бы, чтобы он был более инициативным. Рабочая неделя
всех членов коллектива: и учительского, и ученического начинается с Гимна
России, который открывает еженедельные рабочие линейки по понедельникам.
Большую роль в активизации деятельности
классных коллективов играет традиционный смотр – конкурс среди ученических
коллективов, учредителем которого является администрация Саввинского сельского
округа. Этот конкурс проводится уже несколько лет, подведением итогов
занимается ученический совет в конце каждой четверти. А в конце года выявляется
лучший класс. Лучшим классом этого учебного года стал 5 класс, классным
руководителем которого является Быстрова И.А..Можно
отметить хорошую работу классных руководителей Маршеву
Л.С., Лунькову О.М., Овчинникову
Г.И.
В
школе работает музей С.А.Калабалина, чье имя
присвоено нашему образовательному учреждению. Воспитанники Калабалиных
– постоянные гости в школе, с ними поддерживается постоянная связь. В марте в музее состоялось открытие бюста С.А.Калабалина,
автором его является брат воспитанника Семена Афанасьевича Барского Д.П. Барсков В.Д. В феврале в школе была организована выставка
работ художника и скульптура Барского В.Д. и фотохудожника Барского Д.П. В
течение двух мксяцев учащиеся и педагоги школы могли
любоваться пейжами Мещерского края.
Ученица 4 класса Тишкова Виктория
заняла з место в третьем международном конкурсе
«Красота спасет мир» Выставка ее картин также была организована в школе.
Наличие и соблюдение школьных традиций
– одно из важных воспитательных направлений школы, это «лицо» образовательного
учреждения. Наша школа богата своими традициями. Половина педагогического
состава – выпускники школы. Каждый год выпускники школы становятся студентами
МГОПУ им. М.А.Шолохова.
Ветераны педагогического труда –
постоянные гости нашей школы.
Большое внимание уделяется
благоустройству школьной и закрепленных территорий
села. Дети – постоянные участники субботников и рейды по благоустройству.
Силами учеников и выпускников школы поддерживается в хорошем состоянии
хоккейный корт и стадион школы, который является одним из немногих
сохранившихся в районе.
Не остаемся мы в стороне и от участия в
районных мероприятиях. В феврале провели школьный фестиваль искусств,
посвященный году Семьи, который прошел по тем же направлениям, что и районный.
Победители школьного фестиваля приняли участие в районном и добились хороших
результатов: в итоге наша школа заняла 3 место в районном фестивале искусств
«Юные таланты Московии-2008».
Спортсмены школы выступили менее
успешно, но приняли участие во всех видах программы спартакиады школьников.
В
этом году в школе работало 16 кружков дополнительного образования. Самыми любимыми являлись спортивные: волейбол, футбол. Руководители этих кружков
Карпова Л.А. и Панчук Е.С. – фанаты своего дела.
Маленькие футболисты успешно выступали во многих играх в г.Егорьевске.
«Трудные» дети и неблагополучные семьи – наш
больной вопрос. На учете в ОДН состоит ученик 9 класса Лебеденко
Роман за кражу. На школьном учете – 8 человек. В основном за пропуск занятий
без уважительных причин. Очень большую тревогу вызывают у нас неблагополучные
семьи. На конец учебного года их пять. Неблагополучны они из-за пьянства
родителей, из-за их полного равнодушия к судьбе детей. Такие дети находятся под
постоянным контролем коллектива учителей. Помощь в работе с ними оказывают
участковый инспектор Кукуев М.А. и инспектор ОДН
Пилипенко С.В. Они приезжают в школу по первому зову.
В летнее время в школе работает
оздоровительный лагерь «Саввенок». В этом году его
посещают 15 детей, в числе их есть дети из трудных, малообеспеченных семей.
Дети с удовольствием посещают его.
Подводя
итоги работы за год, хочется взять на заметку следующее:
·
Активизировать
работу ученического совета;
·
Привлекать к
организации и проведению как можно больше детей;
·
Больше внимания
уделять профилактике вредных привычек и пропаганде здорового образа жизни;
·
Выявлять таланты
у детей и по возможности развивать их.
ОТЧЕТ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ ЗА 2007-2008
УЧЕБНЫЙ ГОД.
Основные
задачи работы педагога-психолога на 2007-2008 учебный год:
1. Изучение
психологической готовности учащихся 1-го класса к школьному обучению.
2.
Формирование базы данных детей «группы риска», индивидуальная работа с ними.
3.
Анкетирование учащихся 5-11 классов с целью выявления интересов учащихся.
4. Профориентационная работа в 9-11 классах.
5.
Анкетирование учащихся 5-11 классов с целью выявления успешности работы
учителей с точки зрения учащихся.
6.
Анкетирование учащихся 4-го класса с целью выявления подготовленности к
переходу на вторую ступень обучения.
7.
Воспитательная работа в 1-11 классах по различным направлениям.
Результаты
по каждому из направлений работы таковы:
1. 1 класс – диагностика адаптации ребенка к
школе Проблема
готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящее время актуальность
проблемы обуславливается многими факторами. Современные исследования
показывают, что 30 – 40 % детей приходят в первый класс массовой школы
неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы следующие
компонентыготовности:-социальный,-психологический,-эмоционально-волевой.
Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности
обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются
тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному
обучению.
Применялся
тест Керна-Йерасика. В результате практически все
первоклассники определили свое место в школе и осознают свою новую
роль-школьник.
№ п\п |
Ф.И. ученика |
Познавательная сфера |
Произвольное внимание |
Работоспособность, утомляемость |
1 |
БрыковМиша |
Выше среднего |
Средний уровень |
Присут-е утомляемости |
2 |
Грачев Дима |
Выше среднего |
Средний уровень |
Хорошая работоспособность |
3 |
Грушина Настя |
Выше среднего |
Средний уровень |
Хорошая работоспособность |
4 |
Казакова Полина |
Выше среднего |
Хорошо развито |
Хорошая работоспособность |
5 |
Куранова Алина |
Выше среднего |
Средний уровень |
Присут-е утомляемости |
6 |
Макушин Артем |
Выше среднего |
Средний уровень |
Присут-е утомляемости |
7 |
Некрасов Савелий |
Средний уровень |
Средний уровень |
Повышенная утомляемость |
8 |
Николаева Диана |
Выше среднего |
Средний уровень |
Хорошая работоспособность |
9 |
Сергеева Оксана |
Выше среднего |
Средний уровень |
Хорошая работоспособность |
10 |
Соколова Мария |
Выше среднего |
Хорошо развито |
Присут-е утомляемости |
11 |
Степченко Таня |
Выше среднего |
Хорошо развито |
Низкие показатели работоспос-ти |
12 |
Федюшин Кирилл |
Выше среднего |
Средний уровень |
Хорошая работоспособность |
13 |
Шабодо Рома |
Выше среднего |
Средний уровень |
Хорошая работоспособность |
14 |
Шустова Лена |
Выше среднего |
Средний уровень |
Хорошая работоспособность |
2. Дети «группы риска» как
социально-педагогическая проблема.
Хрупкое и
чуткое существо входит в этот мир, делает свои робкие, неуверенные шаги,
складывает из забавных сочетаний звуков первые слова.… Сколько неожиданностей и
неприятных событий ожидает его уже в начале пути, сколько неблагоприятных сил
обрушивается на него, воздействие которых подчас сильно деформирует слабый
«росток», наносит ущерб, и подчас непоправимый, его организму, заставляет
развиваться в нежелательном направлении его психику, подавляет сознание,
затормаживает физический и интеллектуальный рост. Какою болью отзываются в нас
слова: трудные дети, дефективный ребенок, аномальный малыш.
Как известно, многим детям свойственны
временные отклонения от поведения. Как правило, они легко преодолеваются
усилиями родителей, учителей, воспитателей. Но поведение какой-то части детей
выходит за рамки допустимых шалостей и проступков, и воспитательная работа с
ними, протекая с затруднениями, не приносит желаемого успеха. Таких детей
относят к категории «трудных».
В последнее время о трудных школьниках пишется и говориться немало. Как правило, так называют
неуспевающих, недисциплинированных школьников, дезорганизаторов, то есть не
поддающихся обучению и воспитанию учеников. «Трудный» подросток, «трудный»
школьник стали модными словами. Считается, что большинство несовершеннолетних
правонарушителей являлись в прошлом трудными учениками.
Когда говорят о трудных детях, обычно имеют в
виду педагогическую трудность. При этом чаще всего берется за основу одна
сторона явления – трудность работы с этими детьми и не рассматривается вторая –
трудность жизни этих детей, трудность их взаимоотношений с родителями,
учителями, товарищами, сверстниками, взрослыми. Трудные дети часто не столько
не хотят, сколько не могут хорошо учиться и вести себя должным образом.
Состав трудных детей далеко неоднороден, и
причины этой трудности неодинаковы.
Среди них:
Жулев М. – 6 класс
Юрков В.- 6 класс
Лебеденко Р. – 9
класс
Иконнен И. – 9 класс
Трудность
этих школьников обуславливается тремя основными факторами:
1)
педагогической запущенностью
2)
социальной запущенностью (семья)
3)
отклонениями в состоянии здоровья
3. Изучение интересов учащихся. Анкетирование проводилось с учащимися 5-11
классов. Детям предлагалось выбрать те кружки, в которых им хотелось бы
принимать участие в будущем учебном году. Среди них: компьютерный,
спортивный, математический, хореографический, психологический, футбольный.
4. Профориентационная работа. Изучение профессиональных интересов учащихся, помощь в самоопределении,
выезды с 11-классниками в ЕЦРКиБ для встречи с
ведущим специалистом Бочковой Т.Н., которая попыталась помочь ученикам
определится в дальнейшей жизни.
5. Успешность работы учителей с точки
зрения учеников. Для каждого педагога
важна оценка его труда. Именно это и попытались выяснить с помощью анонимного
анкетирования учащихся 5-11 классов. Результаты очень приятные: не нашлось
такого педагога, которого не выделил хотя бы один ученик. Каждого педагога
ученики любят, уважают по-своему за что-то особенное.
6. Психологическая готовность 4 - классников к переходу на вторую ступень обучения. Работа проходила в индивидуальной форме.
Применялись компьютерные варианты 2-х
методик. Практически все учащиеся имеют высокий уровень успешности знаний,
преобладает низкий уровень эмоциональной напряженности, дети хорошо
подготовлены к переходу в 5 класс.
7. Воспитательная работа. Целью данной работы было прослеживание
динамики развития определенных качеств, характеристик, свойств личности и
способов поведения. Совместно с классным руководителем выбиралась одна из
направленностей воспитательной работы в данном классе. Далее подбирались
методики для развития данной направленности в соответствующем классе. Основные направленности, предлагаемые учителями были
следующие: культура поведения, здоровый образ жизни, сплочение коллектива,
изучение жизненных ориентаций и профессиональных намерений. Именно эти аспекты
являются важнейшими в становлении личности учащихся.
класс |
направленность |
1 |
Психологическая
готовность к школьному обучению |
2 |
Изучение
правил культуры поведения в различных местах |
3 |
Сплоченность
класса методом социометрии |
4 |
Диагностика
школьной мотивации, готовность к переходу в 5 класс |
5 |
Социометрическое
исследование структуры взаимоотношений в группе |
6 |
Культура
поведения, индекс воспитанности. |
7 |
Особенности
характера в переходный период |
8 |
Изучение
психологического климата коллектива |
9 |
Изучение
профессиональной направленности учащихся |
10 |
Изучение
жизненных ценностей и профессиональных интересов |
11 |
Работа
с жизненными планами выпускников |
Педагог-психолог : Крутова С.Н.
Общие выводы и задачи, стоящие перед коллективом.
В основном поставленные задачи на 2007/2008 учебный
год были выполнены. Учебные программы пройдены по всем предметам. Повысилась
активность учащихся в проводимых мероприятиях творческого характера. Уровень
подготовки выпускников школы остается стабильно хорошим, уровень подготовки
учащихся основной школы – удовлетворительным. Все дети постоянно
трудоустраиваются после окончания школы. Несмотря на то, что школу заканчивают
ежегодно от 10 до 14 человек, однако и среди них бывают медалисты. Большинство
выпускников поступают в высшие учебные заведения.
Наряду с имеющимися положительными результатами в
работе обнаружены и недостатки:
- недостаточно эффективна работа с учащимися школы,
мотивированными на учебу ( 8% учащихся имеют одну «3»
по предмету);
- активнее изучать материал по переходу школы на предпрофильное и профильное обучение, и внедрению в школе сдачи
экзаменов по системе ЕГЭ.
Проблемы,
стоящие перед школой по подготовке школы к новому учебному году
1.
Капитальный
ремонт цоколя и отмостки школы.
2.
Ремонт туалетов
средней школы (2), туалета в начальной школе.
3.
Замена входных
дверей в начальную школу.
4.
Ремонт
спортивного зала, а именно, замена окон, так как ремонту они не подлежат.
5.
Частичная замена
дверей кабинетов
6.
Приобретение
новых более современных компьютеров в т кабинет информатики.
РЕКОМЕНДАЦИИ:
1. Отслеживать работу по накоплению и обобщению
передового опыта
2. Всем учителям – предметникам посещать и участвовать в
работе РМО.
3. Спланировать цикл открытых уроков с учетом реальных
возможностей и потребностей учителей школы
4. Продолжить работу по организации фонда методических рекомендаций
и пособий в помощь учителю
ЗАДАЧИ ШКОЛЫ
НА СЛЕДУЮЩИЙ УЧЕБНЫЙ ГОД
1. Формирование у учащихся потребности в обучении и
саморазвитии, раскрытии творческого потенциала учеников
2. Совершенствование педагогического мастерства
3. Изучение методик личностно-ориентированного обучения
4. Создание положительного эмоционального поля
взаимоотношений
«учитель – ученик»
«ученик- учитель»
«учитель-учитель»
«ученик – ученик»
Приложение
Итоги успеваемости за 2007/2008 уч. год.
таблица 1
Классы |
На начало года |
На конец года |
Окончили на
"5" |
Окончили на
"4" и "5" |
Окончили с одной
"3" |
Окончили с двумя
"3" |
Награждены
похвальной грамотой |
Награждены
похвальным листом |
Переведены
условно |
Оставлены
на второй год |
|
1 - 4 |
62 |
61, из них 1 класс 14 ч. |
5 |
19 |
6 |
6 |
- |
5 |
- |
- |
|
5 - 9 |
84 |
85 |
2 |
24 |
6 |
6 |
- |
2 |
- |
1 |
|
10 - 11 |
18 |
17 |
- |
7 |
- |
1 |
1 |
- |
- |
- |
|
Итого |
164 |
163 |
7 |
50 |
12 |
13 |
1 |
7 |
- |
1 |
|
СВЕДЕНИЯ ОБ УЧИТЕЛЯХ ОУ таблица 2
№ п/п |
Показатели (абсолютные) |
Значение |
|
1 |
Общее кол-во
работников ОУ |
55 |
|
2 |
Общее кол-во
учителей из них: |
21 |
|
2 категории |
6 |
||
1 категории |
5 |
||
высшей категории |
11 |
||
с высшим образованием |
19 |
||
с высшим педагогическим образованием |
18 |
||
работающих пенсионеров |
14 |
||
молодых специалистов |
2 |
||
учителей начальной школы |
4 |
||
3 |
Общее количество
часов по тарификации |
399 |
|
4 |
Количество
учителей, имеющих нагрузку более 27 часов (кроме начальных классов) |
1 |
|
5 |
Количество
учителей получивших удостоверение о повышении квалификации, диплом о
переподготовке (всего за последний год) |
7 |
|
6 |
Количество
учителей прошедших курсы повышения компьютерной грамотности (всего за
последний год) |
4 |
|
7 |
Средний возраст
учителей |
46 |